Организация зоны разогревания обедов: делаем комфортнее систему питания учеников и студентов

Организация зоны разогревания обедов: делаем комфортнее систему питания учеников и студентов
Описание
Всем обучающимся, и школьникам, и студентам, необходимо хорошее питание в их образовательных учреждениях. Меню должно быть полезным и сытным, чтобы все могли восстанавливать силы между занятиями для продолжения обучения. Но не всегда ученикам подходит пища, которую подают в столовых. Кто-то может придерживаться специальной диеты, а потому приносит еду с собой. Но есть её приходится холодной, потому что к моменту обеда она успевает остывать. И чтобы избежать этого, некоторые отказываются от блюд, требующих разогревания, что урезает меню и требует перестраивания всего плана питания, что не всегда возможно. Поэтому хорошей идеей будет установка небольшой зоны для разогревания обедов, которой смогут пользоваться все желающие. В этой инструкции мы расскажем, как организовать её лучше всего.
(Компактные офисные кухни можно адаптировать под школы и университеты. Источник: https://abc-project.ru/catalog/obedennye_zony/minikukhni/mini_kukhni_fit/)
Существует ошибочное мнение, что питание в образовательных учреждениях нужно только из-за того, что ученики и студенты проводят в этих местах много времени, и их неправильно оставлять совсем без перерыва на ланч или обед. Ведь любая длительная деятельность, даже учёба, предполагает выделение времени на отдых и принятие пищи.
Но школы и университеты — это особые заведения, где много времени проводят те, кому своевременное, качественное питание необходимы, так как его отсутствие напрямую влияет на здоровье и на весь образовательный процесс. Даже с лёгким ощущением голода дети и подростки теряют концентрацию, что неизбежно сказывается на их успеваемости. А регулярность некачественного питания в период активного роста может привести к не самым приятным последствиям уже во взрослой жизни. Есть множество исследований насчёт того, как школьное питание может повлиять на когнитивные способности и здоровье будущих взрослых. К примеру, вы можете прочесть об этом в книге датского экономиста Бьорна Ломборга «How to Spend $75 Billion to Make the World a Better Place».
Для того чтобы обеспечить детей обедами, внутри большинства образовательных учреждений работают столовые, где можно приобрести блюда из меню, а младших школьников кормят бесплатно. Но несмотря на тщательную разработку меню и исключение из него всех продуктов, способных вызвать аллергию или пищевое отравление, предлагаемые блюда подходят не всем. Ведь некоторые ученики могут находиться на диетах по медицинским показаниям или личному выбору, из-за чего они просто не могут найти себе подходящие блюда. Иногда детям просто не нравится то, что предлагает местная столовая, в этом тоже нет ничего плохого. Трудности появляются, когда нежелание сталкиваться с едой из столовой приводит к тому, что ученики вовсе отказываются от полноценных ланчей и обедов, что является тревожным сигналом. Не спасает ситуацию и решение менять полноценную порцию еды на что-то, что можно съесть быстро, без дополнительного приготовления и разогревания. Нередко источниками таких перекусов становится не самая здоровая, зато сытная пища, к примеру, разнообразные снеки, которые просто запивают кофе или чаем. Это не позволяет ученикам питаться полноценно даже если бы они хотели. Если не обращаться к проблеме глобально, не заводить речь о замене школьного меню, можно попробовать согласовать со школьным руководством организацию зоны для разогревания обедов. 
Это может быть совсем небольшой уголок внутри столовой или за её пределами, где ученики смогут бесплатно разогревать еду, которую принесли с собой. Узнав о возможности питаться горячими обедами по своему вкусу, а не исключительно из столовой, многие ученики не откажутся приносить с собой еду, чтобы питаться со всеми остальными.
Ограничения
При покупке микроволновой печи вам нужно учитывать не только её вместимость и мощность, но также шумность. Выберите такую, у которой отсутствие шума будет преимуществом, отмеченным в отзывах, а также такую, где будет функция отключения всех звуковых сигналов. 
В зависимости от частоты использования, микроволновку желательно раз в неделю протирать изнутри влажной губкой с мыльным раствором, обычно методы ухода описаны в инструкции. Подобная процедура не будет занимать более 5–10 минут, поэтому выделить их раз в неделю будет легко. В этот же момент нужно проверять, хватает ли салфеток, приборов, антисептика, а также уровень воды в кулере.
Антисептик должен быть исключительно гипоаллергенным. 
Закупая пластиковые приборы и посуду будьте внимательны, чтобы те были сделаны из качественных материалов.
Ресурсы
Много ресурсов, чтобы сделать зону разогревания обедов, не потребуется, и чтобы составить смету, можете взять нашу за основу:
Микроволновая печь, 20л, 800Вт, поворотный механизм и дисплей

шт.1

5 000 руб.

Шкаф-буфет со створками вверху и внизу + 1 выдвижной ящик

шт.1

10 000 руб.

Мусорное ведро с подвижной крышкой, 20л

шт.1

500 руб.

Кулер для воды с системой нагревания и охлаждения, напольный

шт.1

5 500 руб.

Кулер для воды без системы нагревания и охлаждения (раздатчик воды), напольный

шт.1

3 000 руб.

Вода для кулера, 19л

шт.1

450 руб.

Ширма-перегородка для зонирования

шт.1

5 000 руб.

Фикус Бенджамина для зонирования

шт.1

2 800 руб.

Декоративное кашпо для зонирования

шт.1

4 000 руб.

Антисептик для рук, с дозатором, 1л

шт.1

500 руб.


Учитывая эти пункты, зона разогревания еды с водяным кулером будет стоить 26 950 ₽. В смету не включены пластиковая посуда, а также декор, так как он подбирается индивидуально, исходя из вашей идеи.
Покупая кулер для воды, обратите внимание, что есть настольные, а есть напольные, их цены различаются незначительно, в отличие от объёмов обрабатываемой воды. Также учитывайте, что при покупке воды для кулера стоит брать наборы, так как стоимость за одну бутылку снижается пропорционально их количеству в наборе. Так приобрести набор из 5 штук будет дешевле, чем покупать 5 штук по одной. 
Шаги
Для того чтобы организовать место для разогревания обедов в школе, колледже или вузе, предстоит пройти следующие шаги:
Шаг 1. Составить проект.
Чтобы разогревать еду, потребуется только микроволновка, но если она будет одиноко стоять посреди какого-нибудь коридора на маленьком столике, такое место не привлечёт к себе нужного внимания.
Поэтому нужно сделать зону более дружелюбной благодаря конструкции и декору. В первую очередь, пространство нужно зонировать. Это значит хотя бы визуально отделить его от остального пространства. Установить особое покрытие для стен, к примеру, красивую плитку вам вряд ли разрешат, поэтому можно ограничиться, к примеру, стильными плакатами, которые разместятся на стене на двусторонний скотч. Можно выбрать какое-нибудь однотонное покрытие приятного цвета, прикрепляемое тем же путём, подчёркивающее общий стиль окружающего интерьера.
(Зонировать кухонную зону можно покрытием для стен или растениями. Источник: https://kitchenremont.ru/mebel/garnitury/mini-kukhni-dlia-ofisa)
Если вам не разрешат даже плакаты разместить, можно использовать простые ширмы, даже сделав их своими руками из дерева, покрасив в нужные цвета, нанеся узор и разместив на них декор, вроде тех же самых постеров. Вы можете пригласить к разработке визуального стиля творческих учеников и студентов.
Не забудьте, что растительность в открытых школьных пространствах всегда приветствуется, так как она тоже зонирует пространство. Но здесь декоративная гибкость ниже, это просто всегда уместная классика.
Чтобы наполнить само пространство, потребуется поставить небольшой столик, а на него микроволновку. Это самый простой способ, но он не самый безопасный, так как есть риск, что кто-то в какой-то момент просто попадёт чем-то по столику или свалит его в процессе игры, и если декоративную ширму не так жалко, то микроволновка — предмет дорогой, с ним стоит обращаться бережно. 
Поэтому лучше, если здесь будет стоять небольшой стеллаж с полками. Он может просто состоять из полок, а может иметь закрывающиеся шкафчики внизу и/или вверху, как это обычно бывает на старомодных кухонных буфетах. Обратите внимание на офисные кухонные шкафы, они устойчивы и имеют разнообразные конструкции, а также стили. На открытой части шкафа, посередине, будет размещена сама микроволновка, а в шкафчиках — пластиковая посуда и приборы, салфетки и бумажные полотенца, которые можно свободно позаимствовать. Добавьте сюда же дозатор с жидким антисептиком, что не является хорошей заменой мытья рук, но для одного обеда достаточно.
(Для того, чтобы приобрести хорошую мебель и разработать дизайн, можно обратиться к офисным кухням. Источник: https://plastik-kuhni.ru/dlya-ofisa/mini-1.html)
Можно перенести посуду в верхний шкафчик, а в нижнем установить мусорку. Для мусорки пригодятся пакеты, которые будут выносить уборщицы или дежурные.
Не забудьте внести в план покупок специальную крышку для микроволновки, которой нужно накрывать тарелки при разогревании, чтобы жидкие блюда не «взрывались» мелкими каплями и не пачкали микроволновку изнутри. Установите правило, что после использования крышки её нужно вытирать от скопившегося конденсата. Для этого всегда будут салфетки или бумажные полотенца. 
Чтобы всё было совсем хорошо, можно добавить к зоне разогревания обедов кулер с водой. Не обязательно, чтобы он был с нагревательным элементом, так как даже если у учеников просто будет свободный доступ к чистой питьевой воде, это поможет им контролировать количество потребляемой жидкости, что уже полезно для здоровья. Если же в кулере будет и горячая вода, то в шкафчик можно положить коробочку с чаем, а также сахар в индивидуальных упаковках. 
Когда вы разработаете проект и поймёте, как он должен выглядеть, останется выбрать для него подходящее место. Идеально было бы найти пространство в столовой, чтобы ученики и студенты, разогревшие себе еду, могли есть её вместе со всеми. Но руководство столовых не всегда может быть «за» такие нововведения, иногда в столовых запрещают приходить со своей пищей, поэтому при выборе места нужно ориентироваться на правила конкретно в вашей столовой. 
Не страшно, если зона с микроволновкой найдёт себе место где-то в уголке одного из коридоров. Но при установке в школе важно, чтобы младшие школьники с их активными играми и обоснованным, но иногда опасным любопытством не могли до неё добраться. Также правила пользования микроволновкой предполагают, что она не должна оказаться вблизи нагревательных приборов, а также рядом с устройствами, которым микроволновка может создать помехи.
Не забудьте, что вам понадобится место, где есть розетка. Обычно в коридорах они встречаются. Если розетки нет, можно протянуть провод от микроволновки через удлинитель к ближайшему учебному кабинету и установить там сетевой разветвитель, чтобы свободная розетка продолжала оставаться свободной розеткой. Разветвитель может пригодиться и в том случае, если розетка в коридоре уже занята, к примеру, аквариумом. Если придётся тянуть провод, его нельзя будет разместить так, чтобы постоянно приходилось перешагивать — рано или поздно кто-то обязательно упадёт, и уборщицы будут не довольны. Поэтому провод нужно тянуть по стенкам, а потом маскировать его. 
К такой зоне можно было бы установить и столики, чтобы разогретую пищу можно было принимать сразу же, а не нести её через всю школу, но руководство столовой эту идею не поддержит. Поэтому, если у вас будет возможность обсудить с директором вашу идею, потребуется сделать упор на то, чтобы в столовой разрешили есть еду не только из столовой (под ответственность учеников, чтобы не возникали проблемы с СанПиН). Аргументы о важности питания и влиянии даже краткосрочного голода на когнитивные способности здесь пригодятся.
Когда вы составите проект, желательно сразу найти элементы, которые будут его наполнять, чтобы предложить сразу примерную смету. Также лучше сделать фотомонтаж, чтобы визуализировать, как зона для разогревания обедов будет выглядеть в выбранном вами месте. Когда проект будет собран, его можно будет представить общественности.
Шаг 2. Собрать подписи в поддержку.
Будет трудно напрямую попасть к директору и представить свою идею, сначала вам нужно получить поддержку, выведя вопрос на всеобщее обсуждение. Для этого составьте красочное объявление, которое можно развесить на досках объявлений, подайте информацию в школьную газету и на радио, а также начните самостоятельно продвигать свой проект среди учеников. Это можно делать на переменах путём классического сбора подписей среди проходящих мимо, или установив стационарное место, где вы будете находиться и демонстрировать свой проект всем заинтересованным. Здесь же вы можете установить коробку для добровольной финансовой поддержки. Установите конкретную сумму в качестве цели, но небольшую, чтобы она не отпугнула. Отмечайте прогресс собранных средств, что будет ещё одной демонстрацией поддержки вашего проекта. Можете поставить счётчик подписей. 
Составьте краткую презентацию, подготовьте ответы на основные вопросы, которые вам могут задать. Можно распространить информацию среди старост классов или классных руководителей, чтобы те уделили немного времени вашей презентации на ближайшем классном часу. Вы можете сами приходить, представляя ваш проект, а можете привлечь к этому друзей, обладающих ораторским мастерством и способностью вести переговоры.
Подготовьтесь к тому, что некоторые ученики будут отказываться с вами говорить, выражая отрицательное отношение к вашему проекту и лично вам, насчёт этого не стоит переживать. Всегда найдутся те, кто будет готов поговорить, поддержать вас, их будет большинство. 
Ваша агитация привлечёт внимание учителей, завучей и школьных администраторов, поэтому не бойтесь говорить с ними, даже если сначала они будут только критиковать без желания ознакомиться с аргументами. Переубеждайте, аргументируйте, прислушивайтесь к чужим аргументам, будьте дружелюбны, так среди учеников и учителей всегда найдутся те, кто будет заинтересован в вашей идее, согласившись поддержать. 
Шаг 3. Подать заявление руководству учебного заведения.
Чтобы доказать, что у вас большая поддержка, вам нужно собрать подписи. Каждый, кто оставляет подпись, также должен указать своё имя и класс, или просто имя, если это кто-то из учителей и завучей. Без имён не получится проверить, реальны подписи или нет, поэтому оставлять их анонимно не получится. Если кто-то захочет остаться инкогнито, убедите его, что поддержка вашего проекта полностью безопасна. Ведь он слишком простой и безобидный, чтобы кого-то за него наказывать. Причём, всю ответственность берёте на себя вы и те, кто взялся разрабатывать проект вместе с вами.
Все листы с подписями нужно приложить к заявлению, где вы попросите выделить конкретно выбранное место (приложите фото) под зону разогревания обедов. Перечислите ваши основные аргументы, приложите визуализацию проекта или укажите в смете элементы, которые будут составлять эту зону с микроволновкой.  Отметьте источник финансирования.
Попросите секретаря зарегистрировать ваше заявление и все приложения к нему, чтобы они не смогли «потеряться». Для того чтобы дать вам положительный или отрицательный ответ, а также обсудить детали, вас могут вызвать к директору, будьте к этому готовы. Не волнуйтесь, говорите уверенно, придерживайтесь максимально миролюбивой линии поведения, даже если и здесь столкнётесь с критикой. Зона разогревания пищи для учеников очень мала, вреда от неё нет, а школа берёт на себя только крошечные расходы на электроэнергию из-за одной маленькой микроволновки. Всё остальное будет установлено за счёт неравнодушных учеников и учителей. Не забудьте использовать как аргумент тот факт, что появление подобной зоны может положительно сказаться на статусе самой учебного заведения и его руководства, ведь это демонстрация контакта с учениками и заботы о них. Новость о появлении подобной зоны можно будет подать в школьные газеты, разместить в школьной группе в социальных сетях, что вызовет одобрение, причём не только детей и учителей, но также родителей. И всё это — благодаря одному простому разрешению, которое можно будет отозвать, если проект не будет реализован так, как задумано. 
Желательно получить разрешение в письменном виде, так будет надёжнее, а копию документа можно разместить рядом с организованной зоной разогревания обедов. Это подтвердит, что у вас есть официальное разрешение, а также будет вдохновлять других учеников не бояться проходить ваш путь с уже другими идеями.
Обычно за коридорами наблюдают учителя и завучи, попросите их присматривать за зоной разогревания. Нужно просто наблюдать, чтобы никто не пытался её разрушить или повредить.
Шаг 4. Реализовать проект. 
После получения разрешения всё, что вам останется — воплотить идею. Так как ничего делать вручную не придётся, вам нужно лишь заказать шкафчик, где будет установлена микроволновка, а также саму микроволновку. В этот же момент покупается декор, который будет работать для зонирования пространства — растительность или ширма. Ширму можно сделать и самому, из деревянных брусьев и фанеры. Краска должна быть безопасной. 
Пока шкафчик, кулер и микроволновка будут устанавливаться, разработайте небольшой плакат с правилами пользования зоной разогревания пищи. Укажите, что разогревать можно только пищу и напитки, исключительно в подходящей для этого посуде, без фольги и полиэтилена. Другие предметы разогревать запрещено, даже ради научного интереса. Крышку, которую используют при разогревании, нужно протирать от конденсата и класть на место. Может оказаться полезным правило выключения микроволновки из электросети после каждого использования. Если вам разрешат пользоваться столовой, упомяните об этом, и если вам выделят отдельные столы — укажите, где они расположены.
После вам нужно просто начать пользоваться этой зоной разогревания обедов и пригласить воспользоваться тех, кто в ней нуждался. Чужой пример постепенно мотивирует и остальных приносить обеды в школу.  
(Даже самая простая зона разогревания обедов положительно повлияет на питание учеников и студентов. Источник: https://trinitymebel.ru/images/categories/a606-6945-3d6a-be5a-e99c-4edb-8d79-4995.jpg)
Так у вас в школе появится своё место для разогревания обедов, и если сначала оно может показаться кому-то необязательным, это отличный шаг, чтобы сделать школьное или университетское пространство более дружелюбным и комфортным для учеников и студентов. А на случай, если кто-то узнает о проекте за пределами вашего учебного заведения и захочет реализовать его у себя, сохраните презентацию, картинки, смету, чеки и сделайте фото результата для свободного распространения.
Источники
1) Микро-кухни, которые помогут сэкономить место в доме без потери комфорта // Novate.ru URL: https://novate.ru/blogs/151121/61263/ (дата обращения: 9.11.2021).


Место реализации: Организация

Сложность реализации: Продвинутый

Год обновления инструкции: 2019

Автор инструкции: #МестоВстречи

Инструкции опробована?: Да

Срок реализации (месяцы): 3 месяца