Создание новой остановки общественного транспорта: пользуемся городским транспортом проще и безопаснее

Создание новой остановки общественного транспорта: пользуемся городским транспортом проще и безопаснее
Описание
Общественный транспорт необходим всем жителям города, и он должен не просто существовать, но и быть доступным. Доступность транспорта обеспечивают многие параметры, в том числе увеличение количества маршрутов и их протяжённости, что позволяет множеству людей комфортно добираться в любое место города. И возможно это в том числе и благодаря появлению новых остановок общественного транспорта, которые могут появляться по инициативе жителей города. В этой инструкции мы расскажем, что нужно знать, чтобы установить новую остановку недалеко от дома.
(Вы можете установить около дома любую конструкцию остановки. Источник: https://medium.com/russian/как-сделать-остановку-997391386df2)
Немногие жители городов знают, что они могут влиять на то, что происходит с городской средой, в том числе и на установку новых остановок общественного транспорта. Здесь нужно сразу учесть, что добиться усложнения маршрута троллейбуса и трамвая будет очень трудно, но вот сделать остановки для автобусов и маршрутного такси вполне возможно. 
Новые автобусные остановки влияют не только на комфорт, но и на безопасность пассажиров. Особенно это заметно в зимнее время, когда люди идут на работу и возвращаются в темноте. Даже если есть хорошие освещённые тротуары, прохожих вокруг всё равно мало, и это делает путь менее безопасным, чем обычно, в особенности для детей и подростков.
Погодные условия тоже влияют, поэтому будет лучше, если вы пройдёте как можно меньшее расстояние до ближайшей остановки. Пусть вам нравятся эти дальние прогулки, и для этого есть все условия, в холодное время года получать от них удовольствие трудно, хочется быстрее добраться до защищённого от ветра и осадков павильона. 
Остановка поближе к дому будет особенно полезна маломобильным категориям граждан, к примеру, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями и тем, кто перемещается вместе с детьми. Добираться до остановки вдали может быть слишком трудно, особенно зимой, когда риск получить травму даже на хорошем тротуаре увеличивается. 
В дополнение ко всему остановка — это очень удачный навигационный элемент, который поможет людям проще добираться до вашего дома. Причём это касается не только гостей, но и курьеров, а также разных специалистов частных фирм и государственных служб, в том числе экстренных. 
Будет интересен и тот факт, что остановка поблизости к дому может стать положительным аргументом для покупателей недвижимости в вашем дворе, если вдруг вы захотите продать жилое или нежилое пространство.
(Дизайнерский остановочный павильон стоит дороже, но зато он комфортнее и современнее. Источник: http://l-i.com.ua/produktsiya/fotopechat-na-stekle/steklyannye-ostanovki)
Также у вас появляется отличная возможность создать уникальный остановочный павильон, который станет не просто полезным, но и красивым элементом городской среды. А если вы создадите дизайн проект или пригласите дизайнера, ваша остановка может стать настоящим объектом современного искусства и ярким примером качественной урбанистики. 
Ограничения
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а точнее ст. 13, устанавливает, что контроль в области дорожного хозяйства и автомобильного транспорта осуществляют органы местного самоуправления. Это значит, что для установки новой остановки вам потребуется обратиться в администрацию вашего района.
Для автобусных остановок существуют ОСТ 218.1.002–2003 (http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/43/43760/index.htm)«Автобусные остановки на автомобильных дорогах» и ГОСТ Р 52766-2007 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Здесь описаны все необходимые технические требования к автобусным остановкам, которые должны будут соблюдены при установке.
Так, в состав автобусной площадки должны войти:
·       остановочная площадка;
·       посадочная площадка;
·       площадка ожидания (для дорог I–III категорий);
·       переходно-скоростные полосы;
·       заездной карман (при размещении остановки в зоне пересечения или примыкания автомобильных дорог);
·       разделительная полоса (для дорог I–III категорий);
·       тротуары и пешеходные дорожки (для дорог I–III категорий);
·       пешеходный переход;
·       автопавильон;
·       скамьи;
·       туалет (для дорог I–III категорий);
·       контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна);
·       технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
·       освещение (на остановках в пределах населённых пунктов).
Везде, где упоминаются три категории автодорог, подразумеваются автомагистрали, скоростные дороги и дороги обычного типа по ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог». Также есть дополнительные категории в зависимости от количества полос, но дороги внутри городов всегда будут относиться к дорогам обычного типа.
Эти требования далеко не всегда соблюдаются полностью, редко где около остановок можно встретить туалеты, заездные карманы и даже скамейки.
Но если обратить внимание на те элементы, без которых остановка точно не может быть остановкой, следующие требования точно потребуется учесть:
1.     Остановочная площадка предназначена для остановки автобусов с целью высадки и посадки пассажиров, поэтому она должна быть достаточно широкой. 
Ширина здесь должна быть равна ширине основной полосы проезжей части.
Длина будет зависеть от того, сколько автобусов предполагается вмещать одновременно. Если автобус всего один, то длина должна быть просто не менее 13 м. 
Место остановочной площадки должно иметь такое же прочное покрытие, как и сама автомобильная дорога.
2.     Посадочная площадка — это место, где пассажиры могут высаживаться и переходить на посадку в автобус. Ширина посадочной площадки — не менее 3 м, длина должна быть как минимум быть равна длина остановочной площадки, а может быть и больше.
Покрытие у посадочных площадок должно быть подобрано в зависимости от климата. 
Посадочные площадки можно приподнять над остановочной площадкой, на 20 см.
3.     За посадочной площадкой должна быть площадка ожидания. Её размеры рассчитываются исходя из количества людей, которые могут здесь оказаться в час пик, должно быть 2 чел./м2.
4.     Автопавильоны (конструкции остановок) могут быть закрытые и открытые, и вмещать в час пик 4 чел./м2. Размещается автопавильон к дороге не ближе, чем за 3 м.
5.     Скамьи размещаются из расчёта 1 скамья на 10 м2 площадки.
6.     Урны размещаются снаружи павильона и внутри него (по одной).
7.     Знаки и разметка делаются согласно ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 51256. Если соблюдать эти требования минимально, то должен быть хотя бы знак «Остановка автобуса» (5.16), который будет видно издалека. В администрации могут потребовать установить знак «Жилая зона» (5.21).
8.     Необходимо освещение.
Также в этом документе говорится, что «Элементы автобусной остановки не следует использовать для размещения рекламы». Но на самом деле найти автобусный павильон без рекламы трудно. Главное, чтобы она не закрывала просматриваемость дороги и не заставляла людей выходить за пределы павильона, чтобы проверить, не появился ли на горизонте автобус. 
(Город соблюдает требования к остановкам, не устанавливая сложные и красивые конструкции. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Остановка_общественного_транспорта)  
Дополнительно нужно обратить внимание на п.6 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта», где говорится, что на каждой остановке должна быть информация о расписании, времени начала и окончания движения транспорта по маршруту, название конечного остановочного пункта маршрута, информация об органах, контролирующих перевозки пассажиров и багажа.
Ресурсы
Если вы захотите установить классическую остановку, в вашей смете может оказаться:
Павильон остановочный с двумя стенами и крышей из поликарбоната, деревянной скамейкой + урна + дорожный знак «Остановка автобуса». Параметры — 3х1,5х2,5 м

шт.1

65 000 руб.

Павильон остановочный с двумя стенами из поликарбоната, стальной оцинкованной крышей и деревянной скамейкой + урна + дорожный знак «Остановка автобуса». Параметры — 3х1,1х2 м

шт.1

80 000 руб.

Павильон остановочный с тремя стенами и крышей из оцинкованной стали и деревянной скамейкой + урна + дорожный знак «Остановка автобуса». Параметры — 4х1,5х2,4 м

шт.1

98 000 руб.

Павильон остановочный с двумя стенами из металлических листов, крышей из оцинкованной стали и деревянной лавкой + урна + дорожный знак «Остановка автобуса». Параметры — 4х2х2,4 м

шт.1

120 000 руб.

Павильон остановочный с тремя стенами из калёного стекла, крышей из сотового поликарбонтата и деревянной лавкой + урна + дорожный знак «Остановка автобуса». Параметры — 4х1,5х2,5 м

шт.1

150 000 руб.

Павильон остановочный с тремя стенами (ударопрочное стекло), стальной крышей, лавочкой из ДПК со спинкой и подлокотниками + дорожный знак «Остановка автобуса» + урна. Параметры — 4х1,7х2,5 м

шт.1

335 000 руб.

Дорожный знак «Остановка автобуса»

шт.1

2 150 руб.

Уличная урна, металлическая, 30 л

шт.2

4 000 руб.

Если вы захотите приобрести простую остановку с лавкой, урной, дорожным знаком и достаточным количеством стен, вам сразу стоит запланировать расходы как минимум на 70 000 ₽. И это без учёта доставки и монтажа, которые тоже могут потребовать не менее 5 000 ₽, учитывая сложность конструкции и регион доставки. Так на проект потребуется выделить более 75 000 ₽.
Освещение и электроника будут подбираться под каждый конкретный проект.
(Чем сложнее конструкция, тем дороже она будет стоить. Источник: https://www.mkkaluga.ru/social/2019/03/29/ostanovki-s-trevozhnymi-knopkami-i-usbportami-poyavyatsya-v-kaluge.html)
Дизайнерский проект будет стоить дороже. Сначала потребуется оплатить саму разработку, потом изготовление деталей по индивидуальным чертежам, заказ подходящего электронного оснащения, источником света, камер и других элементов. Здесь со стоимостью увеличивается и скорость производства, а также расценки на монтаж.
Шаги
Процесс согласования новой остановки общественного транспорта будет заключаться в следующем:
Шаг 1. Определить необходимость установки остановки.
Основная причина, почему граждане обращаются к городским властям с просьбой установить новую остановку общественного транспорта — «ближайшие» остановки оказываются слишком удалены, чтобы ими было удобно пользоваться. 
Есть Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, разработанные Министерством транспорта. Здесь в Приложении 3 есть пункт «Размещение остановочных пунктов маршрутов регулярных перевозок», где говорится, что «Расстояние между остановочными пунктами на линиях пассажирского транспорта общего пользования должно приниматься в пределах населённых пунктов для автобусов, троллейбусов и трамваев 400–600 м». Раньше об этом говорилось в уже не действующем сегодня СНиП (2.07.01–89).
Также есть Распоряжение от 31 января 2017 года № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (с изменениями на 10 марта 2021 года)». Внутри этого документа есть Таблица 1 «Рекомендуемые предельные расстояния кратчайшего пешеходного пути от границ участков объектов до остановочных пунктов» в пункте 3.1.1. «Территориальная доступность остановочных пунктов». По этой таблице видно, что кратчайшее расстояние от многоквартирного дома до остановки должно составлять 500 м, не более. 
Если вы идёте до ближайшей остановки гораздо больше 500 м, а между предполагаемой вами остановки до ближайших уже установленных расстояние составляет более 600 м, здесь уже можно задуматься об установке дополнительного остановочного павильона.
Шаг 2. Найти место.
Определив, что остановка вам нужна, необходимо разработать проект её установки, который вы направите в администрацию района. 
В первую очередь потребуется найти место, где вы предполагаете увидеть новую остановку. Оно должно иметь асфальтовое покрытие, достаточный размер для установки павильона и остановочной площадки вокруг него, быть комфортным для остановки большого городского транспорта. Если поблизости есть магазины или какие-нибудь учреждения, у которых предусмотрено видеонаблюдение или хотя бы хорошее освещение, остановку лучше приблизить к ним для большей безопасности. 
Сфотографируйте выбранное место, распечатайте участок карты с отображением точки, где будет стоять остановка и приложите их к проекту.
Шаг 3. Выбрать конструкцию остановки.
Вы можете посмотреть каталоги фирм, делающих конструкции остановок, и выбрать что-то из уже готовых моделей. 
Чтобы сделать выбор, обращайте внимание на: 
·       стены, где для лучшей защиты от ветра и непогоды вы должны быть плотно закрыты с трёх сторон. В качестве материала стен можно выбрать закалённое стекло. Оно дорогое, но зато хорошо защищает от ветров и осадков, а также будет достаточно прочным, чтобы его было просто разбить или повредить;
·       крышу, так как защита от осадков также необходима;
·       скамейку, ширина которой должна быть 45–50 см, а высота — 40–50 см (параметры стандартных комфортных скамеек). Желательно, чтобы скамейка была ещё оборудована спинкой с небольшим уклоном, но это не обязательно;
·       мусорку, желательно 2 штуки. 
Также не забудьте, что любой остановке нужно качественное освещение, причём не только внутри неё, но и снаружи, чтобы место было безопаснее. Нелишним будет сделать уведомления с номерами автобусов, на маршруте которых есть эта остановка, а также с картой части города, куда от этой остановки можно добраться.
Будет очень хорошим дополнением нанесение на землю разметку для слабовидящих людей, чтобы они знали, где стоит остановка и где находится зона ожидания. Разместите табличку, на которой шрифтом Брайля будет отмечено, как называется остановка, автобусы каких маршрутов через неё проходят, можно указать названия маршрутов. Подробнее об элементах разметки в ГОСТ Р 52875-2018 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению».
Если вы не захотите видеть остановочный павильон из металлического каркаса и поликарбонатных стен, можно найти дизайнера — одного или нескольких — и предложить создать проект остановки. Здесь вы уже можете обратить внимание не только на лавки и мусорки, но и на дополнительные полезные детали, которые нечасто можно встретить. К примеру, станцию подзарядки телефонов, электронное табло, показывающее время прибытия автобуса и температуру воздуха, Wi-Fi, видеонаблюдение и т. д.
(Конструкция и вид остановки может быть любым, если она комфортна. Источник: https://ejway.ru/world/russia/magas/avtobusnye_ostanovki)
Шаг 3. Собрать подписи.
В законе нет установленной нормы количества голосов, которая обязует администрацию рассмотреть ваше заявление. Здесь работает правило «чем больше, тем лучше». Поэтому вашей задачей будет сбор как можно большего количества подписей. Метод сбора подбираете вы сами, здесь эффективнее будут не общие собрания жильцов, а заочное голосование, то есть индивидуальный сбор подписей. 
Эффективнее всего будет дать информацию в чаты, которые ведут жильцы каждого подъезда или дома. Составьте тест сообщения заранее, укажите: 
·       адрес, где предполагается установить остановку;
·       каковы преимущества появления новой остановки;
·       зачем нужны подписи (только для того, чтобы заявление было весомее и можно было сослаться на «желание большинства»);
·       кто будет заниматься этим проектом (со стороны жильцов);
·       кто оплачивает покупку и монтаж остановки (если планируете собирать сумму с соседей, сообщите о возможности добровольной финансовой поддержки);
·       где, как и когда собираются подписи.
Также приложите фотографии будущей остановки, а также фото места, где она будет стоять. Можете также прикрепить геолокацию, чтобы можно было посмотреть на карте.
Если у дома нет общего чата или в него вступило не так много людей, всю информацию из подготовленного сообщения можно поместить на листовки, чтобы распечатать их и положить во все почтовые ящики. Также информацию о сборе подписей можно разместить на информационных досках около и внутри подъездов. 
Желательно собирать подписи не один день, а несколько, чтобы выразить поддержку идеи успели все желающие. Лучше всего будет организовать пункт сбора подписей на улице, в общественной зоне, к примеру, возле детской площадки. Также можно договориться с ответственными лицами в каждом подъезде или доме, что они донесут информацию до своих соседей и проведут поквартирный обход тех, кто готов подписаться. Все листы с подписями передаются одному человеку, который и будет писать заявление в администрацию.
Шаг 5. Определить источник средств на реализацию проекта. 
Этот Шаг будет одним из самых трудных, потому что здесь вам предстоит определить, кто будет оплачивать установку и обслуживание новой автобусной остановки. 
Установкой должны заниматься городские власти, и оплачивать её тоже должны они, но если бы всё было так просто, красивых дизайнерских остановок в городах было бы гораздо больше. Ведь желающих сделать городскую среду красивой много, а при возможности переложить расходы на государство, их оказалось бы ещё больше.
Если вы запросите в администрации новую остановку, то сама администрация будет решать, как она должна выглядеть. Это будет что-то простое, типовое и дешёвое, чтобы не ударило по районному и городскому бюджету. Даже если у вас будет проект, со всеми расчётами и сметой, его могут просто отклонить по самым разным причинам, к примеру, «не подходит под архитектурный стиль города». 
Поэтому расходы должен взять на себя кто-то другой, чтобы администрация просто выдала разрешение на установку. Это может повлиять и на то, что вы сможете установить остановку именно в том виде, в каком она находится в проекте. Ведь если городской бюджет не используется, то нет причин убирать дорогие элементы и материалы.
Если вы можете оплатить установку остановки самостоятельно или найдёте идейных жильцов, которые очень захотят вложиться в проект, это позволит вам поставить практически любую конструкцию. 
Но найти людей, которые будут вложить большие деньги в общественный объект, пусть и очень полезный, далеко не всегда бывает легко, поэтому вы можете попробовать найти спонсоров. К примеру, разместить в социальных сетях пост о том, что вы планируете установить остановку общественного транспорта, у вас есть проект, и вы предоставить места для рекламы в обмен на вложения в покупку и монтаж. Используя этот вариант, не забудьте подготовить аргументацию, почему размещать на вашей остановке рекламу выгодно. 
(Реклама может помочь профинансировать установку павильона для остановок. Источник: https://smart-stop.ru/)
Шаг 4. Подать коллективное заявление в администрацию района. 
Собрав подписи, вам останется составить заявление в администрацию района. Общей формы для заявления нет, так что вы можете написать в свободной форме, обязательно отметив: 
·       от чьего имени вы пишете — обычно отмечают «от жильцов дома»;
·       точный адрес;
·       суть проблемы — нужна автобусная остановка;
·       аргументы, почему вам нужна остановка;
·       где бы вы хотели увидеть остановку;
·       как бы вы хотели, чтобы она выглядела (приложить проект). 
В пакете документов с заявлением должны оказаться все листы с подписями людей, поддержавших ваш проект, а также сами чертежи вашей остановки или её фото, если будете приобретать стандартную. Не забудьте взять паспорт.
Вы можете передать документы и дождаться рассмотрения, а можете записаться на личный приём и прийти со своим проектом для его обсуждения. В обоих случаях ваше заявление должно быть зарегистрировано, а также составлена опись документации, чтобы ничего не потерялось. 
Ответ вам пришлют по почте, срок рассмотрения письменного заявления согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» составляет 30 суток с момента регистрации. Если на рассмотрение потребуется дополнительное время, вас об этом уведомят. Такой длительный срок нужен для проверки проекта всеми органами — Госавтоинспекцией, архитектурными комитетами, специалистами самой администрации и другими организациями, чьё разрешение требуется в вашем регионе. Если вдруг в вашем городе подобными вопросами занимается не администрация, она передаст ваш проект нужному ведомству и ответ вы получите уже от него. 
Вам придёт либо уведомление о согласовании вашего проекта, либо о том, что это невозможно с аргументацией отказа. Иногда могут сказать, что в данном виде проект не может быть реализован, нужны доработки. Тогда у вас будет возможность исправить недочёты и подать новое заявление. Подписи заново собирать не потребуется.
Шаг 4.1 Работа с отказом. 
Будьте готовы к тому, что администрация может отказать вам в установке новой остановки. Тогда вы можете попробовать написать в администрацию города или области, а также лично мэру (если есть) и губернатору. 
Изучите все ведомства, что в вашем городе и области занимаются организацией дорожного движения и регулируют установку дорожных объектов, к которым остановки относятся. Напишите обращения во все эти ведомства. 
Будьте готовы, что обращения придётся писать часто, может потребуется привлечь соседей, чтобы они тоже отправляли заявления и привлекали к вашему вопросу больше внимания. 
Обнаружив, что порядок работы с вашем заявлением неправильный или решение вашего вопроса намеренно затягивают, вы можете подать жалобу, в том числе и в Прокуратуру. 
Шаги 4 и 4.1 может потребоваться повторить несколько раз, добиваясь внимания и согласования проекта. Здесь нужно набраться терпения.
Шаг 5. Сделать заказ конструкции остановки. 
Если вам удалось преодолеть Шаг 4 и письменное разрешение на установку автобусной установки вам дали, можно переходить к самому интересному — воплощению самого проекта. 
(Скорость производства и установки остановочного павильона будет зависеть от его сложности. Источник: https://zelenogradsk.online/home/city-news/chronicle/462-vlasti-zelenogradska-vzyalis-za-renovatsiyu-avtobusnykh-ostanovok)
Теперь вы можете сделать заказ, использовав деньги, полученные от соседей или инвесторов. Будьте внимательны, что выдавшее разрешение ведомство будет потом проверять остановочный павильон на соответствие нормам, поэтому размеры павильона и точку его размещения на этом Шаге уже менять нельзя.
Шаг 6. Дождаться установки остановочного павильона.
Как только все элементы вашего павильона будут готовы, его останется только установить. Если у вас есть подобный опыт, вы можете сделать это самостоятельно, но если нет — лучше пригласить специалистов, которые сделают всё быстро и аккуратно. Аккуратность здесь особенно важна, так как вашу остановку будут проверять и согласовывать уже после монтажа, поэтому нужно не испортить дорожное покрытие тротуара и остановочной площадки. 
Лучше всего сделать закладные, то есть поместить крепёжные элементы под дорожное покрытие, будь то асфальт или плитка. В этом случае нужно отсоединить покрытие в нужном месте, сделать в нём отверстия и изгибы, необходимые для установки столба, а потом уложить части покрытия обратно так, чтобы не было никаких видимых следов того, что покрытие разбиралось и собиралось заново. Для этого потребуется специальное оборудование и человек, который умеет им управлять, так что здесь экономить не стоит.
Шаг 7. Подключение коммуникаций, освещения.
Когда павильон будет установлен, останется подключить всё электронное оснащение, освещение, видеонаблюдение и другие элементы, требующие особой настройки. 
(Остановка должна быть освещена как можно лучше, чтобы даже вокруг неё было была просматриваемая местность)
Обслуживанием этих объектов будут заниматься те, кто их установил, а потому при необходимости что-то заменить или исправить обращайтесь напрямую к ним, а не к муниципальным службам.
Шаг 8. Установка новых знаков, дополнение маршрута.
Администрация района при согласовании вашего проекта даст распоряжения по внесению новых знаков в городской реестр и их установке, устанавливать знаки вы будете самостоятельно. Также здесь будет принято решение разработать новую схему маршрута для одного или нескольких автобусов, которые будут проходить теперь и мимо ваших домов. В транспортном ведомстве вы получите новую карту маршрута, которую нужно будет распечатать.
Вы можете попросить дизайнера, который создавал для вас проект остановочного павильона, сделать и красивую маршрутную схему. В администрации её тоже можно согласовать. Ведь если все данные перенесены правильно, нет никаких причин отказывать в использовании более красивой схемы. Если она будет удачна, есть вероятность, что администрация захочет использовать это изображение и на других остановках. 
(Городские власти могут попросить использовать ваш проект и в других зонах города, если он окажется подойдёт под архитектурный стиль. Источник:
https://td-ape.ru/project_category/ostanovki-obshhestvennogo-transporta/)
Перед запуском автобусов по новому маршруту ваш остановочный павильон пройдёт проверку комиссии, которая подтвердит правильность монтажа.
Согласование новой остановки общественного транспорта — сложный процесс. А добиться установки не типового павильона — ещё труднее. Но, если вы загорелись идеей установить новую остановку, опирайтесь на нашу инструкцию и запаситесь терпением, так как от появления идеи до её полной реализации может пройти много времени. Но всё это ожидание будет стоить того.
Источники
1) 10 самых красивых остановок в мире // Блог Ильи Варламова URL: https://varlamov.ru/1510613.html (дата обращения: 17.10.2021).
2) Автобусная остановка будущего // Architime.ru URL: https://www.architime.ru/news/rombout_frieling/station_of_being.htm (дата обращения: 19.10.2021).
3) Автобусная остановка находится далеко. Можно ли сделать дополнительную остановку автобуса? // 9111.ru URL: https://www.9111.ru/questions/14344229/ (дата обращения: 18.10.2021).
4) Автобусные остановки. Россия, Магас. // Ejway.ru URL: https://ejway.ru/world/russia/magas/avtobusnye_ostanovki (дата обращения: 19.10.2021).
5) Автомобильный транспорт и городской наземный электрический транспорт: планы по правовому регулированию // Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/article/1413443/ (дата обращения: 19.10.2021).
6) Как дизайнер из Москвы придумал инновационную остановку для Севастополя // Афиша Daily URL: https://daily.afisha.ru/archive/gorod/changes/kak-moskovskiy-dizayner-pridumal-innovacionnuyu-ostanovku-dlya-sevastopolya/ (дата обращения: 17.10.2021).
7) Как защитить людей на остановках // Блог Александра Шумского, руководителя проекта «Пробок.нет» URL: https://proboknet.livejournal.com/413587.html (дата обращения: 17.10.2021).
8) Какими должны быть московские остановки // Городские проекты URL: https://city4people.ru/post/blog_35.html (дата обращения: 17.10.2021).
9) Как использовать тактильную плитку в помещениях и на улице // Remstd.ru URL: https://remstd.ru/archives/kak-ispolzovat-taktilnuyu-plitku-v-pomeshheniyah-i-na-ulicze/ (дата обращения: 18.10.2021).
10) Как разрабатывают маршруты транспорта // Санкт-Петербург.ру URL: https://saint-petersburg.ru/m/kak_eto_sdelano/potapova/351824/ (дата обращения: 17.10.2021).
11) Как сделать остановку // Блог Евгения Брянцева URL: https://medium.com/russian/как-сделать-остановку-997391386df2 (дата обращения: 16.10.2021).
12) Как сделать хорошую остановку // Блог Аркадия Гершмана URL: https://urbanblog.ru/531675.html (дата обращения: 18.10.2021).
13) Кто отвечает за ремонт остановок // Азбука грамотного садовода в Яндекс.Дзен URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5adf09d355876b8b5f2317af/kto-otvechaet-za-remont-ostanovok-5e40c1722514b579c924d3e0 (дата обращения: 17.10.2021).
14) Кто устанавливает дорожные знаки? Правила установки дорожных знаков // Медиахолдинг Варяг URL: http://varjag.net/kto-ustanavlivaet-dorozhnye-znaki-pravila-ustanovki-dorozhnyx-znakov/ (дата обращения: 19.10.2021).
15) Нет спасения: прозрачные остановки появятся по всей Волгоградской области // Новости Волгограда URL: https://novostivolgograda.ru/news/city/25-08-2021/net-spaseniya-prozrachnye-ostanovki-poyavyatsya-po-vsey-volgogradskoy-oblasti (дата обращения: 17.10.2021).
16) Остановки в Волгограде: наследие ЧМ-2018 VS наследие СССР // Seldon News URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/193254830 (дата обращения: 19.10.2021).
17) Остановки, застывшие во времени // Городские проекты URL: https://city4people.ru/post/ostanovki-zastyvshie-vo-vremeni.html (дата обращения: 17.10.2021).
18) Пишем письма про остановки // Микрогород «В лесу» URL: http://gorodvlesu.ru/index.php?topic=2119.0 (дата обращения: 17.10.2021).
19) Расстояние между остановками для общественного транспорта в городе // Proekt-sam.ru URL: https://proekt-sam.ru/gradostroitelstvo/rasstoyanie-mezhdu-ostanovkami.html (дата обращения: 19.10.2021).
Приложения
1)     Опыт создания и установки современной остановки общественного транспорта в Севастополе по проекту дизайнера и арт-директора Яндекс.Такси Евгения Брянцева вместе с компанией «Городские инновации»:
https://medium.com/russian/как-сделать-остановку-997391386df2
2)     Концепция дизайнерского остановочного павильона от архитектора Максима Пивоварчика:
http://arkhima.ru/portfolio/item/koncepciya-ostanovki-obshhestvennogo-transporta


Место реализации: Район

Сложность реализации: Эксперт

Возможна гос. поддержка?: Да

Год обновления инструкции: 2023

Автор инструкции: #МестоВстречи

Срок реализации (месяцы): Полгода